Как выбрать и купить хороший аккумулятор для автомобиля: полярность, емкость и другие характеристики

21 September 2021
0
Превью статьи блога.

Аккумуляторная батарея (АКБ) — важная часть любого автомобиля. Она дает энергию для запуска двигателя внутреннего сгорания и служит источником тока во время стоянок. Рассказываем, как выбрать автомобильный аккумулятор, чтобы уверенно запускать машину и в зимние морозы, и в летнюю жару.

Когда покупать аккумулятор?

Признак вышедшей из строя АКБ — низкое напряжение и малый ток. Чаще всего это выливается в медленную работу стартера — коленвал едва прокручивается, из-под капота доносится характерное подвывание. Отсутствие заряда также можно распознать по тусклой подсветке приборов в салоне. В худшем случае при повороте ключа не происходит ничего — стартер не запускает двигатель, лампочки вовсе не включаются.

Но не спешите сразу покупать аккумулятор для автомобиля. Вполне возможно, что он находится в отличном состоянии. Низкий заряд может объясняться повреждением генератора, утечкой тока на корпус, замыканием и другими проблемами.

В идеале перед покупкой новой батареи нужно провести диагностику самого аккумулятора и электрической части авто. «Живая» батарея должна принимать зарядный ток величиной 1/10 емкости и отдавать хотя бы 75% заявленного производителем пускового тока. Эти показатели можно измерить мультиметром или зарядным устройством с диагностическими функциями. Но лучше проверять батареи на специальных стендах, которые есть у крупных СТО.

Впрочем, иногда можно проверить состояние аккумулятора без визита в сервисный центр. Верные признаки поломки — поврежденный корпус, неприятный запах, мутные потеки, вздутие, сильный нагрев при работе автомобиля. Если внешних признаков нет, попробуйте зарядить батарею, оставить ее на сутки, и только потом поставить в машину. Если заряда всё равно не хватает, скорее всего вам придётся купить новую АКБ.

Какими бывают аккумуляторы?

Начнем с того, что в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания по-прежнему используются свинцово-кислотные аккумуляторы с оптимальным балансом цены и тяговых характеристик. Эксперименты с никель-кадмиевыми и литий-ионными батареями уже идут, но пока дело ограничивается дорогостоящими гибридными машинами.

И все же свинцово-кислотные аккумуляторы изготавливаются по разным технологиям:

  1. Малосурьмянистые батареи уже считаются пережитком прошлого. Они представлены только в бюджетном сегменте — в среднем стоят 1 500–3 500 рублей. Такие аккумуляторы быстро разряжаются при отсутствии нагрузки, электролит постепенно испаряется, а пластины осыпаются за 2–3 года. Приходится внимательно следить за уровнем заряда и регулярно доливать жидкость.
  2. У гибридных моделей (Ca+) одна пластина изготовлена из сплава свинца с сурьмой, а вторая — с кальцием. Чаще всего такие аккумуляторы выбирают для бюджетных автомобилей — их цена колеблется около 5 000 рублей. Срок службы — до 3–4 лет, пусковой ток стабильнее, скорость разряда при выключенном двигателе меньше. Но если оставить авто в гараже на 2–3 месяца, батарею точно придется заряжать от розетки.
  3. Полностью кальциевые аккумуляторы (Ca-Ca) считаются «золотой серединой» для автомобилей бюджетного и среднего класса. У них минимальная скорость саморазряда и испарения электролита, поэтому при частом использовании автомобиля можно вообще не браться за зарядное устройство. А вот жидкость придется доливать хотя бы раз в 2 года при общем сроке службы от 4 до 7 лет. Стоимость таких моделей — 6–10 тысяч рублей в среднем.
  4. Улучшенные аккумуляторы с жидким электролитом (EFB) подходят для авто любого класса — вплоть до премиальных седанов с многолитровыми моторами и мощных грузовиков. Их пластины оплетены сеточками из полиэстера, помогающими свинцово-кальциевому сплаву дольше сохранять свои свойства. Такие батареи хорошо ведут себя при частых разрядах, сильных перепадах температуры и нестабильном напряжении. В среднем они служат около 5–8 лет. Но и цена выше — около 10 тысяч рублей.
  5. Аккумуляторы с адсорбированным электролитом (AGM) предназначены для мощных автомобилей с повышенным энергопотреблением. Они используются в машинах с рекуперативным торможением и системой «старт-стоп», а также в «мягких гибридах» с мотор-стартерами. Если в других батареях электролит свободно плещется между пластинами, то здесь им пропитываются губки из стекловолоконных сеточек. Такая технология снижает скорость испарения и саморазряда на 99%, исключает вытекание жидкости при наклонах и предотвращает повреждение пластин при глубоком разряде. Аккумуляторы AGM служат 5–10 лет, выдерживают ускоренную зарядку и поддерживают высокий пусковой ток при низкой температуре. Но и стоимость у них самая высокая — около 12–15 тысяч рублей.

Вопреки распространенному мнению, гелевые аккумуляторы не используются в легковых автомобилях. Если в магазине вам рассказывают о гелевой батарее, речь идет о технологии AGM.

Как правильно выбрать аккумулятор?

Лучший способ — прийти в магазин со старой батареей. Если она долго служила вам верой и правдой — взять такую же модель. Если были проблемы — найти другую с похожими характеристиками.

Можно подбирать аккумулятор на автомобиль дистанционно — если вы предпочитаете оставлять заказ онлайн или не хотите снимать тяжелую батарею. В таком случае нужно заранее выписать все необходимые характеристики из инструкции по эксплуатации машины или с наклейки старой АКБ. Чек-лист выглядит следующим образом:

  1. Технология. Лучше всего сверяться с рекомендациями производителя. Если в инструкции написано Ca-Ca, EFB или AGM, выбирайте именно такую АКБ. Можно купить более современный и дорогой аккумулятор. Наоборот нельзя — велика вероятность проблем со стартером, генератором и электроникой.
  2. Емкость. Допускаются небольшие отклонения от рекомендованной цифры — 20% в плюс и 10% в минус. Если на заводском аккумуляторе написано 55 А*ч, можно искать модели с емкостью от 50 до 66 А*ч. Меньше — рискуете остаться без заряда, больше — перегреть стартер при проблемах с мотором.
  3. Стартовый ток. Чтобы стартер работал в нормальном режиме, эта цифра должна быть не меньше, чем у заводского аккумулятора машины. Больше — лучше. Так вы защититесь от проблем с пуском при неожиданных заморозках, при загустевшем масле, сниженной компрессии в цилиндрах или изношенных свечах. Если стартовый ток прежнего аккумулятора — 500 А, вам подойдут модели такой же емкости с током 500–900 А.
  4. Размеры. Хотя производители пытаются прийти к единому стандарту, батареи по-прежнему отличаются по габаритам. Замерьте старый аккумулятор — допускаются отличия в несколько миллиметров по ширине и длине. Если новая батарея окажется больше, она не влезет в посадочное место, меньше — будет болтаться и прыгать. Выше — может соприкоснуться с металлом капота и закоротить.
  5. Полярность. Прямая — слева плюс, справа минус. Обратная — справа плюс, слева минус. Теоретически, эти модели взаимозаменяемые — можно просто взять более длинные провода и подключить их наоборот. Но поместятся ли они в тесном подкапотном пространстве — сложный вопрос.
  6. Корпус. У европейских моделей клеммы утоплены вглубь, у азиатских — торчат сверху. Как и в случае с полярностью автомобильного аккумулятора, можно придумывать переходники и другие обходные решения, но это будет вмешательством в конструкцию машины.
  7. Тип клемм. У легковых автомобилей популярны два стандарта. Европейские производители используют толстые зажимы T1 — 19,5 мм на плюсе, 17,8 на минусе. Азиатские — тонкие клеммы T3, 12,7 мм на плюсе, 11,1 на минусе.
  8. Крепление. Есть два популярных способа фиксации — зажимом снизу или пластиной сверху. В первом случае нужен специальный выступ, а во втором — гладкая ровная крышка. Есть и универсальные аккумуляторы, к которым применимы оба способа.
  9. Вес. Показатель очень важен, и не только из-за удобства транспортировки. По нему косвенно оценивают качество. На каждые 10 А*ч емкости должно приходиться от 2,4 до 3 кг массы. То есть аккумулятор на 60 А*ч будет весить 14–18 кг. Если батарея легче, вряд ли она будет соответствовать заявленным характеристикам.
  10. Резервная емкость. Показывает, сколько времени автомобиль может передвигаться при поломке генератора. Нормальные показатели — от 60 до 180 минут.

Бренды и качество

Измерить все параметры аккумулятора при покупке не получится, поэтому автолюбителям приходится полагаться на доверие определенному бренду. В рейтингах производителей верхние строчки занимают компании Bosch, Varta, Mutlu, Exide, Optima и Alphaline. Из российских брендов стоит отметить «Тюмень», «Алькор», «Аком» и «Зверь».

Нужно понимать, что разные модели аккумуляторов могут отличаться по месту производства и даже по технологии изготовления. Поэтому перед покупкой не лишним будет узнать больше о конкретной батарее — почитать рейтинги и обзоры, поспрашивать опытных автолюбителей.

Типичные ошибки при выборе аккумулятора

  1. Покупка батареи по подозрительно низкой цене. Вряд ли продавец хочет подарить вам АКБ. Вероятнее всего, вы имеете дело с браком, залежавшимся экземпляром или подделкой. Если вам все же хочется сэкономить, внимательно осмотрите аккумулятор перед покупкой. На нем не должно быть следов вскрытия, грубых заусенцев, вмятин и потеков. Если наклейка кривая или топорщится, продавец мог пытаться подменить дату изготовления. Обязательно требуйте чек и гарантийный талон, чтобы обменять некачественный товар в будущем.
  2. Экономия на аккумуляторе. Если в машине должна устанавливаться батарея AGM, легко испаряющийся жидкий электролит может быть опасен. Последствия — от короткого замыкания до пожара.
  3. Покупка аккумулятора слишком высокой емкости — на 25–50% выше рекомендованной. Особенно вредны большие цифры в городских условиях, при коротких поездках и частой работе стартера. Батарея не успевает заряжаться, ее износ ускоряется, а срок службы сокращается в 1,5–2 раза.

Остальные материалы блога

Остальные категории

Обратная связь

ПЕРЕЗВОНИТЕ МНЕ

Нажимая кнопку «Заказать звонок» я подтверждаю свое ознакомление с порядком обработки персональных данных со стороны РОЛЬФ и даю свободное и осознанное согласие на их обработку, на получение информации по каналам связи, в том числе в рекламных целях. Подробно тут .