Почему автомобили такие дорогие? Из чего складывается их стоимость?

Растущие цены грозят вновь сделать автомобиль роскошью, а не бытовым средством передвижения. Разбираемся. почему же машины в 2022 году такие дорогие и что нас ждёт в будущем.

Неочевидные части себестоимости

Чаще всего покупателей удивляет, что за изделие из металла и пластика производитель запрашивает миллионы рублей. Если сложить стоимость всех материалов, итоговая сумма будет в 2–3 раза ниже розничной цены. Но не спешите говорить, что автомобили такие дорогие из-за глобального сговора. Закупка материалов — лишь одна из статей расходов завода-изготовителя. Причём, обычно она не самая большая.

Исследование и разработка

Выпуску новой модели автомобиля предшествуют 3–5 лет работы дизайнеров, инженеров, маркетологов и специалистов по эргономике. Они должны убедиться, что машина будет комфортабельной, безопасной и экономичной. Процесс разработки выглядит таким образом:

  1. Создаются эскизы — обычно это просто схематичные изображения из нескольких линий. 
  2. Строится макет из пластичного материала.
  3. Проверяются аэродинамические характеристики, проводятся первые испытания безопасности.
  4. Разрабатывается концепция салона.
  5. Выпускается тестовый прототип — обычно на агрегатах машины прошлого поколения. 
  6. Проверяется реакция публики на выставках и прочих мероприятиях.
  7. Начинается интенсивная работа над деталями — процесс доработки длится до 2 лет.
  8. Проводятся испытания — в том числе для сертификации.
  9. Подаются документы в национальные и международные инстанции.
  10. Стартует рекламная кампания, которая предшествует началу продаж.

Если вам интересно, почему машины стоят так дорого, вспомните, что над ними работают сотни людей, которым нужно платить достойную зарплату в течение нескольких лет. Все эти расходы включаются в итоговую розничную цену транспорта.

Производственные затраты

Идёт третье десятилетие XXI века. К автомобилям предъявляются очень высокие требования. Собирать их в гаражах и маленьких мастерских уже не получается. Производством занимаются огромные комплексы, занимающие десятки гектаров. Эти заводы «нафаршированы» высокотехнологичным оборудованием — роботами, датчиками, системами контроля качества и конвейерами.

При запуске каждой новой модели производственному комплексу требуется переоснащение. Как минимум, оно касается оправок пресс-форм и насадок на манипуляторах роботов. Закупка оборудования и остановка конвейеров обходится предприятию в сотни миллионов рублей.

Строительство и переоснащение производственных комплексов также включается в розничные цены автомобилей. Стоит также вспомнить, что большинство запчастей поставляется на конвейер сторонними компаниями. У них также есть тысячи сотрудников, которым нужна зарплата.

Дистрибуция и сервис

Некоторые производители, выпускающие автомобили маленькими сериями, работают с клиентами напрямую — собирают машины на заказ и доставляют их по указанному адресу. Но крупным заводам такая модель не подходит. Они развивают дилерские сети — создают единый корпоративный стиль, следят за соблюдением стандартов и финансируют рекламные кампании.

Любой уважающий себя производитель также предоставляет гарантию на свою продукцию. Он проводит семинары и мастер-классы для сотрудников сервисных подразделений дилеров, налаживает поставки запчастей и расходных материалов.

Цена нового автомобиля также содержит расходы на дистрибуцию и сервис. И не забывайте о логистике — машину ещё предстоит доставить к месту продажи!

Почему растут цены: долгосрочные тренды

Если отбросить все сиюминутные колебания, то можно увидеть отчётливую тенденцию — средняя стоимость автомобилей в одном классе постоянно растёт и почти никогда не снижается. В экономике такое явление называется «эффектом храповика» — он допускает движение только в одну сторону. Интересно, что машины дорожают по обоснованным причинам, о которых мы расскажем подробнее.

Список оснащения

В начале 1980-х кондиционер был опцией даже в среднем классе. Сегодня его можно увидеть в большинстве бюджетных моделей. Недорогие автомобили обзавелись сенсорными экранами, электронными системами стабилизации, дисковыми тормозами на четырёх колёсах и многочисленными подушками безопасности.

Всё это оборудование включается в себестоимость. Помните, что мы говорим не только о материалах, а о расходах на разработку и организацию производства.

Экологизация

Учёные уже давно предупреждают человечество — очень скоро мы можем дойти до точки невозврата, когда восстановить прежнее состояние планеты будет невозможно. Поэтому большинство стран мира работают над снижением выбросов. Россия также присоединилась к глобальной инициативе — правительство постоянно ужесточает требования к токсичности выхлопа. Для производителей это означает более тщательную работу над двигателями и другими компонентами транспорта.

Растущие экологические требования — одна из причин, по которым дорожают автомобили в России и в остальном мире.

Заградительные меры

Слышали выражение «На дорогах слишком много машин»? Отчасти это правда — большинство городов мира не рассчитано на такое количество транспортных средств. Отсюда пробки, смог, грязь и другие проблемы. Чтобы заставить людей пересесть на более экологичный общественный транспорт, государства используют политику «кнута и пряника». Стимулом служат льготы, комфортабельные автобусы, скоростные поезда метрополитена. Негативное подкрепление — заградительные пошлины, таможенные тарифы и налоги.

Цены на автомобили сильно растут из-за ограничительной политики. Впрочем, обычно она вполне оправдана — пробки в больших городах становятся всё большей проблемой с каждым годом.

Почему дорожают автомобили: краткосрочные тренды

А теперь поговорим о делах насущных. Хотя цены растут постоянно, особенный взлёт наметился в середине-конце 2020 года. У него также есть несколько причин, которые стоит разобрать в деталях.

Пандемия

Эта причина подорожания автомобилей у всех на слуху. Глобальные локдауны заставляли многих производителей ограничивать объёмы выпуска машин. Расходы на выплату больничных и компенсаций существенно выросли. Появились новые требования к санитарной безопасности, были введены жёсткие ограничения по числу людей, находящихся в одном помещении.

Затраты производителей увеличились, а объёмы выпуска новых автомобилей несколько уменьшились. На каждую машину стало приходиться больше постоянных расходов предприятия.

Дефицит полупроводников

Выше мы уже говорили о том, что современный автомобиль нафарширован электроникой. Датчики, процессоры и исполнительные механизмы есть в большинстве узлов — от двигателя до сиденья с подушкой безопасности и электрорегулировкой. Растущие объёмы производства компьютеров в сочетании со сбоем в поставках вызвали дефицит полупроводниковых компонентов во многих отраслях. Производители покупают их по высокой цене и месяцами ждут поставок. Наверняка вы слышали о том, что ведущий завод уже забронировал все свои мощности до 2027 года. Хотя меры принимаются уже сегодня, до полного решения проблемы ещё далеко.

Цена полупроводников будет постепенно снижаться в ближайшие годы. Но автомобили продолжат дорожать — производители как раз распродали остатки прошлых лет и напрямую столкнулись с дефицитом.

Нестабильность глобальной экономики

Вспомните, сколько событий произошло за последние три года. Пандемия, криптовалютный бум, политические кризисы в крупнейших странах, таможенные споры на триллионы долларов, природные катастрофы и техногенные аварии. Всё это «раскачивает» глобальную экономику, заставляя инвесторов искать альтернативные способы заработка. В результате растут процентные ставки и быстро меняются курсы валют. Производители закладывают новые цифры в себестоимость транспорта.

Нестабильность заставляет ожидать новых кризисов в будущем. Страхуя свои риски, заводы-изготовители повышают цены, чтобы создавать «финансовые подушки безопасности».

Как будут меняться цены в ближайшем будущем?

Хотя негативные последствия пандемии и дефицита полупроводников постепенно сходят на нет, говорить о завершении кризиса ещё рано. Кроме того, развитие технологий не останавливается из-за таких колебаний — автомобили продолжат получать новое оборудование, которое сделает их ещё более комфортабельными, безопасными и экологичными. Поэтому тенденция сохраняется — машины продолжат дорожать в ближайшие несколько лет. Если вы задумываетесь о покупке личного транспорта, 2022 год будет отличным моментом для покупки. Тем более, что в автосалонах компании РОЛЬФ вы можете выбрать выгодную программу финансирования — кредитование или лизинг.

Закрыть окно
Закрыть окно

Привилегии
от партнеров

Закрыть окно
Закрыть окно

Ваш регион Москва?