Камеры станут ещё умнее: какие виды нарушений будут фиксировать автоматически

Технологии не стоят на месте. Искусственный интеллект научился распознавать мелкие детали фотографий и видеороликов. Он несёт не только гражданскую службу — его уже взяла на службу российская полиция, в том числе ГИБДД. Проанализировав информацию от столичной мэрии, управления транспорта и департамента обеспечения безопасности дорожного движения, мы расскажем, какие новые нарушения научатся фиксировать камеры видеонаблюдения в 2022 году. А заодно напомним, какие постановления уже оформляются в автоматическом режиме.

Дело ближайшего будущего

В течение следующего города на улицах Москвы и трассах области появятся 500 новых камер видеонаблюдения. Их отличием станет расширенная поддержка искусственного интеллекта, которая поможет выявлять ещё больше нарушений. Более того, инженеры и программисты уже работают над обновлением существующих комплексов — современное программное обеспечение значительно расширит их возможности.

Анализ базы данных

Камеры ГИБДД будут фиксировать нарушения, которые сейчас требуют утомительной проверки и долгих разбирательств. В частности, это отсутствие полиса ОСАГО и диагностической карты техосмотра. Сегодня проверка электронной базы данных и оформление протокола занимает у инспектора от 5 до 30 минут. В следующем году эту обязанность возложат на искусственный интеллект.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО или техосмотра — от 500 до 800 рублей

Кроме того, камеры научатся распознавать особые опознавательные сигналы и цветовые схемы автомобилей. Если на машине установлены проблесковые маячки и нанесена раскраска государственного ведомства, искусственный интеллект начнёт поиск её номеров в базе данных. Если автомобиль принадлежит частному лицу и опознавательные знаки используются незаконно, владелец получит «письмо счастья». То же касается машин с «шашечками» и лампами такси, не имеющих права заниматься коммерческими пассажирскими перевозками.

Штраф за незаконное использование спецсигналов — 5000 рублей для физического лица, 20 тысяч рублей для должностного, 500 тысяч рублей — для юридического

Штраф за использование автомобиля в такси без разрешения — от 5 до 50 тысяч рублей

Соблюдение правил безопасности

Разработчики утверждают, что камеры уже умеют фиксировать нарушения, связанные с использованием мобильного телефона за рулём. Они распознают как разговоры, так и переписки во время управления автомобилем. Но точность пока что не превышает 70%. В оборудовании нового поколения её обещают довести до 80–90%, после чего начнут автоматически выписывать штрафы.

Штраф за мобильный телефон за рулём — 1500 рублей

Так же обстоит ситуация и с мотоциклетными шлемами. Камеры уже умеют отличать волосы человека и головные уборы от средств индивидуальной защиты. Проблема заключается в лысинах, которые выбиваются из общей картины и увеличивают количество сбоев. Но программисты говорят, что нужно просто «скормить» искусственному интеллекту достаточное количество распознаваний, чтобы повысить точность до приемлемого уровня.

Штраф за отсутствие шлема — 1000 рублей

А вот нарушения правил перевозки грузов, буксировки автомобилей и прицепов уже фиксируются камерами с минимальной погрешностью. Если у водителя нет разрешения на «негабарит» или он не помечает выступающие предметы должным образом, придётся нести ответственность.

Штраф за неправильную перевозку грузов — от 500 до 2000 рублей для физического лица, до 20 тысяч рублей для должностного, до 500 тысяч рублей для юридического

Остановка и стоянка транспортного средства

На московских парковках уже работают камеры «Стрит-Фалькон», стилизованные под уличные фонари. Они контролируют правильность положения автомобиля, а также оплату услуг стоянки. Но такую функцию собираются предоставить большинству камер видеонаблюдения в столичном регионе — стационарным на столбах, мобильным под «мигалками» автомобилей ГИБДД и даже портативным, находящимся в распоряжении инспекторов.

Кроме того, искусственный интеллект научится различать проезжую часть, тротуары, велодорожки, трамвайные пути, пешеходные переходы и другие зоны улиц. Минимальным штрафом отделаться не получится — придётся отвечать по всей строгости статьи, отвечающей за конкретное нарушение. Также может увеличиться расстояние, на котором камеры будут распознавать нарушение — у новых комплексов будет более высокое разрешение.

Штраф за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств — от 500 до 5000 рублей

Дорожное движение

Сейчас камеры фиксируют нарушения, связанные с соблюдением рядности движения и обязательной остановкой. К ним добавятся повороты налево и развороты из неправильной полосы. Кроме того, камеры научатся распознавать мотоциклистов, которые движутся между полос, создавая опасность для автомобилистов и пешеходов. Ещё одно нарушение, которое попадает в юрисдикцию искусственного интеллекта с 2022 года — движение задним ходом в местах, где это запрещено. 

Штрафы за эти нарушения — от 500 до 1500 рублей

Какие функции уже работают в камерах

Наработки в области искусственного интеллекта позволяют постепенно расширять возможности камер видеонаблюдения. Сейчас они умеют выписывать штрафы за следующие нарушения ПДД:

  • превышение разрешённой скорости;

  • пересечение сплошной линии разметки;

  • проезд стоп-линии без остановки;

  • парковку на тротуарах и газонах;

  • езду с непристёгнутым ремнём безопасности;

  • проезд по выделенным полосам;

  • остановку на перекрёстке, мостах, пешеходных переходах, в тоннелях;

  • движение по трамвайным путям;

  • езду с неработающими фарами;

  • выезд на обочину;

  • парковку без оплаты услуг стоянки;

  • проезд перехода без предоставления преимущества пешеходу.

Камеры видеонаблюдения также могут выявлять автомобили без техосмотра и полиса ОСАГО, машины должников и разыскиваемый транспорт. Однако пока они не могут применять наказания — этим занимаются полицейские, инспекторы ГИБДД и судебные приставы после остановки автомобиля.

Заключение

Камеры становятся ещё умнее, и многие водители жалуются, что их «зажимают в тиски». Но расширение полномочий искусственного интеллекта вовсе не означает появление новых ограничений и наказаний. Просто усиливается контроль за соблюдением Правил, которые существуют уже не один десяток лет. Поэтому обновление системы наблюдения за дорожным движением — это скорее положительное решение, которое уменьшит аварийность и поможет водителям чувствовать себя в безопасности.

Закрыть окно
Закрыть окно

Привилегии
от партнеров

Закрыть окно
Закрыть окно

Ваш регион Москва?