7 способов победить «масложор» в автомобиле

Повышенный расход масла в двигателе заставляет тратить много денег на обслуживание автомобиля. Но куда хуже, что он служит первым симптомом опасных неисправностей, способных привести к капитальному ремонту мотора. Рассказываем, как уменьшить «масложор» двигателя на ранних стадиях.

Нормальный расход масла

В большинстве случаев вам достаточно менять масло каждые 5–10 тысяч километров пробега в зависимости от условий эксплуатации. Доливать смазывающую жидкость в течение этого интервала не нужно. Исключение — использование автомобиля в особенно сложных условиях, включая:

  • движение по горным дорогам;

  • эксплуатацию в особенно холодном или жарком климате;

  • частую езду на высоких оборотах;

  • регулярные короткие поездки в городе, когда двигатель не успевает прогреваться;

  • участие в спортивных соревнованиях;

  • частую езду с большой нагрузкой.

Но лучше сверяться с рекомендациями производителя и советоваться со специалистами авторизованного сервисного центра. У некоторых автомобилей нормальный расход масла достигает 1–1,5 литров на 1000 километров пробега. Прежде всего, это касается мощных моторов с несколькими турбокомпрессорами и высокопроизводительными системами смазки. В таком случае долив смазочной жидкости становится нормой.

7 способов справиться с повышенным расходом масла

1. Найти утечку

Симптомы: потёки смазки снаружи двигателя, особенно плотная корка из смеси грязи и нефтепродуктов, капли и лужицы под автомобилем на стоянке.

Где искать проблему: чаще всего масло выдавливает через повреждённую прокладку клапанной крышки. Реже страдают прокладки головки блока цилиндров и передней крышки. Под прицелом оказываются передние и задние сальники коленвала — протекающее через них масло повреждает сцепление и приводные ремни. Стоит также присмотреться к масляному фильтру — причина может быть в нём или в плохом уплотнении резьбового соединения.

Как устранить: чтобы уменьшить расход масла, нужно устранить течь. Повреждённые детали меняют — сальники, прокладки и прочие уплотнения не подлежат ремонту.

2. Нормализовать давление картерных газов

Симптомы: масло одновременно сочится из всех уплотнений. Двигатель будто «потеет» смазывающей жидкостью и быстро покрывается коркой. Проблема также видна в камере сгорания — свечи и клапаны покрываются толстым слоем нагара. При снятии трубки отвода картерных газов на работающем моторе виден густой сизый дым.

Где искать проблему: чаще всего источником неприятностей становится засор системы отвода картерных газов. Причиной высокого расхода также служат повреждённые клапаны рециркуляции и маслоотделители.

Как устранить: для уменьшения «масложора» нужно очистить клапаны и маслоотделители, а также устранить засоры. Если детали не подлежат восстановлению, их меняют. Иногда водители устанавливают дополнительные отстойники в разрез трубки отвода картерных газов. Это не спасает от повышенного расхода, но помогает справиться с нагаром в цилиндрах.

3. Заменить сальники клапанов

Симптомы: при холодном запуске из выхлопной трубы вырываются густые клубы чёрного или сизого дыма. По мере прогрева газы становятся более прозрачными, окраска пропадает. На свечах и клапанах появляется маслянистый нагар.

Где искать проблему: снимите клапанную крышку и осмотрите колпачки. Если они потрескались, разорвались или деформировались, их нужно сразу же менять. Обратите внимание на состояние самих клапанов и их втулок. Повреждение этих деталей ускоряет износ сальников.

Как устранить: если нужно снизить расход масла на несколько дней перед плановым обслуживанием автомобиля, можно долить в систему смазки специальную присадку. В остальных случаях стоит менять комплект сальников клапанов сразу же после обнаружения неисправности.

4. Заменить поршневые кольца

Симптомы: двигатель начинает сильно дымить на высоких оборотах. При нагрузке, например, при подъёме в гору, из выхлопной трубы вырываются чёрные или сизые клубы, которые часто видны даже в зеркала заднего вида. Снижается мощность, машина вяло реагирует на нажатие педали газа.

Где искать проблему: лучше начать с эндоскопии двигателя — она поможет исключить задиры цилиндров и другие серьёзные повреждения, требующие капитального ремонта. Стоит также измерить компрессию, которая снижается при повреждении поршневых колец. В некоторых автомобилях можно достать поршни без полного демонтажа двигателя — это позволяет взглянуть на состояние деталей.

Как устранить: лучший способ уменьшить масложор двигателя без «капиталки» — заменить весь комплект поршневых колец, если это возможно. Пользоваться химическими средствами для «раскоксовки» опасно — они могут повредить мотор изнутри и стать причиной задиров на стенках цилиндров.

5. Отремонтировать турбину

Симптомы: потёки масла в области турбокомпрессора, медленный набор оборотов, существенное снижение мощности, повышенный расход топлива. Под нагрузкой виден чёрный или серый дым, вырывающийся из выхлопной трубы. В запущенных случаях из-под капота доносятся посторонние звуки — гул, резкий свист или стуки.

Где искать проблему: чаще всего причиной служит износ втулки или уплотнителей ротора. Стоит также обратить внимание на состояние корпуса узла — трещины и вмятины будут поводом для беспокойства.

Как устранить: если корпус не затронут, для снижения расхода масла в двигателе можно установить новый картридж турбины. Если проблема более серьёзная, придётся поменять турбокомпрессор полностью.

6. Нормализовать состав смеси

Симптомы: повышенный расход топлива, хлопки из глушителя, густой сизый дым из выхлопной трубы, резкое ухудшение динамики автомобиля.

Где искать проблему: обычно об излишнем обогащении смеси сигнализирует электроника автомобиля — на приборной панели загорается лампочка Check Engine. При эндоскопии двигателя виден нагар на клапанах. Избыток топлива в камере сгорания смывает масляную плёнку, нарушая нормальную работу системы смазки.

Как устранить: чтобы уменьшить расход моторного масла, придётся провести диагностику впуска. Обратите внимание на состояние форсунок, воздушного фильтра и дроссельной заслонки. Проверьте датчики давления топлива и воздуха. Обязательно проведите компьютерную диагностику, чтобы исключить проблемы с электроникой.

7. Выбрать подходящее масло

Симптомы: потеря мощности, ускоренный износ деталей двигателя, нагар в камере сгорания, сизый дым из выхлопной трубы, который становится более густым и тёмным при наборе оборотов.

Где искать проблему: взгляните на рекомендации производителя. Если вы выбрали неподходящее масло, его стоит заменить как можно быстрее. Прежде всего, обращайте внимание на классы вязкости SAE.

Как устранить: чтобы уменьшить расход масла в двигателе без ремонта, замените смазку на жидкость, рекомендованную производителем. В моторах с пробегом более 150 тысяч километров можно использовать более густое масло только если это допускается сервисной инструкцией.

Что делать при повышенном расходе масла?

Первый шаг — визит в автосервис. Не откладывайте — в большинстве случаев последствия оказываются плачевными, вплоть до капитального ремонта и замены двигателя. Чтобы уменьшить расход масла в двигателе, используйте оригинальные запчасти и рекомендованные производителем расходные материалы. Не соглашайтесь на народные средства и «экспериментальные составы» — они могут ускорить износ мотора и приблизить дату капитального ремонта. ​

Закрыть окно
Закрыть окно

Привилегии
от партнеров

Закрыть окно
Закрыть окно

Ваш регион Москва?