Всё что вы хотели знать о квадратных номерах для автомобилей

Квадратные номера в России были всегда. И почти всё время находились под запретом. Но сотрудники ГИБДД обычно снисходительно относились к таким регистрационным знакам — штрафы выписывались редко. В середине 2020 года квадратные номера для автомобилей легализовали. Но только частично. Рассказываем о всех тонкостях взаимоотношений между нормативными документами.

Зачем нужны квадратные номера?

В России приняты государственные регистрационные знаки прямоугольной формы. Ещё в 1993 году был принят ГОСТ, регламентирующий их размеры — 520х112 мм. Такие же таблички используются в большинстве европейских стран.

Но в дальнем зарубежье свои стандарты. В США, Канаде, Мексике и большинстве стран Южной Америке приняты гос. знаки размером 305х160 мм. Исключение — декоративные регистрационные знаки в территориях с исторической ценностью. Но такие таблички обычно меньше, а не больше.

Стандартный размер номерной таблички в Японии — 330х165 мм. В некоторых азиатских странах приняты регистрационные знаки формата 300х150 мм. Для тяжёлых грузовиков, магистральных автобусов и спецтехники используются таблички 440х220 мм. В Южной Корее принят европейский стандарт, но на старых автомобилях допускается использовать квадратные номера японского типа.

В арабских странах разрешены номерные таблички европейского, американского и японского стандарта. На дорогах ОАЭ, Бахрейна, Катара и Кувейта можно встретить немало автомобилей с квадратными регистрационными знаками.

Что изменилось в 2020 году?

4 августа 2020 года вступил в силу государственный стандарт ГОСТ Р 50577–2018, который утверждает два типа регистрационных знаков. Первый — 520х112 мм, второй — 290х170 мм. Последний и считается квадратным номером. В приложении он обозначается, как «тип 1А».

Интересно, что новый российский стандарт не совпадает ни с японским, ни с американским. В большинстве зарубежных автомобилей есть запас для установки квадратных номеров такого размера. Но, теоретически, с их монтажом могут возникнуть проблемы. Напоминаем, что подрезать и загибать таблички категорически запрещается.

Но принятие нового ГОСТ не значит, что вы можете ставить квадратный номер спереди. В приложении к документу под буквой «Ж» указано, что монтаж регистрационного знака типа 1А допускается только сзади. Спереди же должная устанавливаться обычная прямоугольная табличка.

В новом ГОСТ также нет сведения об отверстиях в номерном знаке. Водитель должен сделать их самостоятельно — до четырёх штук диаметром не более 7 мм. При этом запрещается перекрывать цифры, буквы, символ государственного флага и рамку.

Нюансы установки регистрационных знаков

Ответ на главный вопрос звучит так — квадратные номера можно ставить только в те автомобили, где для них предусмотрены площадки соответствующего формата. То есть для большинства российских и европейских машин они остаются недоступными.

Для «американцев» и «японцев» также есть ограничения. Во-первых, квадратный номер сзади должен освещаться ночью и различим на расстоянии 20 метров в любое время суток. Если добиться этого не получается, придётся переделывать именно площадку для установки знака, а не саму табличку.

Спереди же можно ставить только прямоугольные знаки, независимо от формы креплений. Обычно установить их получается без проблем. Но в некоторых моделях они могут перекрывать датчики парктроника, воздухозаборники радиатора, противотуманные фары и другие важные элементы. Есть два способа решения такой проблемы:

Если такая же модель официально продаётся в Европе или России, можно заказать бампер от неё со всем необходимым оборудованием. Получив на руки сертификаты соответствия, вы можете выполнить процедуру в авторизованном СТО без каких-либо сложностей.

Если модель уникальна для японского или американского рынка, придётся переделывать бампер. Такое вмешательство считается изменением конструкции автомобиля. Его придётся регистрировать в ГИБДД, проводя экспертизу в специализированном техническом центре.

Штрафы за квадратные номера

Перечислим случаи, когда инспектор ГИБДД может оформить протокол:

  • Квадратные номера установлены на прямоугольные площадки. 
  • Прямоугольные номера установлены на квадратные площадки — согнуты, выпирают наружу, не освещаются должным образом. 
  • Спереди установлены квадратные номера, независимо от типа креплений. 
  • Номера любого типа обрезаны из-за несоответствия размеров. 
  • Неправильно просверлены отверстия, таблички прикреплены винтами чёрного цвета.

Во всех случаях ваши действия попадают под часть 1 статьи 12.2 КоАП. Наказание за такое нарушение мягкое — предупреждение или штраф в 500 рублей. Но получать его можно при каждой остановке. Готовьтесь к значительным потерям времени и к материальным расходам.

Если вы установили номера сбоку, положили под лобовое стекло или повредили символы при установке, в силу вступает часть 2 статьи 12.2 КоАП. Наказание будет более строгим — штраф в 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на 3 месяца.

Где изготовить квадратные номера?

С момента принятия нового государственного стандарта ГИБДД не занимается производством регистрационных знаков. Вам нужно обращаться в частные предприятия, предоставляющие такую услугу. Обязательно проверьте, чтобы у компании был сертификат МВД, разрешающий заниматься подобной деятельностью. Важный нюанс — не соглашайтесь на изготовление пары квадратных номеров. Это будет лишней тратой денег, ведь спереди поставить такую табличку не получится.

Процедура изготовления квадратного номера ничем не отличается от производства прямоугольной таблички. Сегодня почти у всех предприятий в наличии есть шаблоны и пресс-формы соответствующего типа. При отсутствии очереди время ожидания не превышает часа. Стоимость услуги — от 1500 до 5000 рублей. Лучше всего обращаться к авторизованному дилеру, который предложит выгодную цену и даст гарантию соответствия табличек гос. стандарту.

Закрыть окно
Закрыть окно

Привилегии
от партнеров

Закрыть окно
Закрыть окно

Ваш регион Москва?