Выбор автомобиля начинают с типа кузова. От него зависят размеры транспортного средства, вместимость салона и багажного отсека, а в некоторых случаях — проходимость и уровень безопасности. Рассказываем о преимуществах и недостатках каждого типа кузова легковых автомобилей.
Седан
Классический трёхобъёмный кузов — чётко выделяются моторный и багажный отсек, которые можно очертить отдельно от салона. Есть четыре двери и два ряда полноразмерных сидений. Когда-то седаны были самыми популярными, но в 2020 году на них пришлось менее трети автомобилей, проданных в России.
Плюсы
- Несущая структура моторного отсека и багажника поглощает больше ударной энергии в случае аварии — кузов лучше защищает людей при ударах спереди и сзади.
- Багажник отделён от салона — внутрь не проникают запахи.
- Хорошая шумоизоляция, при погрузке в салон не проникают холодный или горячий воздух снаружи.
- Более равномерное распределение массы по осям, улучшающее управляемость.
- Заднее стекло меньше пачкается при езде по мокрой дороге.
Минусы
- Вместимость багажного отсека невелика. В большинстве машин его нельзя увеличить, разложив сидения.
- Длинный кузов снижает манёвренность автомобиля, вызывая проблемы на парковке и в городских пробках.
Хетчбэк
Двухобъёмный кузов автомобиля с коротким задним свесом — расстоянием от заднего колеса до кромки бампера. Для доступа к багажному отсеку используется дополнительная дверь, поднимающаяся вверх вместе со стеклом. Хетчбэки могут быть пяти- и трёхдверными — с классическими дверями наподобие седана или с одной удлинённой по каждому борту. Первый вариант отличается удобством посадки, второй — меньшей массой и повышенной жёсткостью кузова.
Плюсы
- Компактные размеры, лучшая манёвренность.
- Удобство погрузки багажа благодаря широкой и высокой задней двери.
- У большинства моделей можно трансформировать салон, сложив задние сидения и освободив больше места для грузов.
- Короткий задний свес облегчает манёвры на парковке и помогает лучше чувствовать габариты.
Минусы
- Багажник не отделён от салона, поэтому воздух прогревается и охлаждается намного дольше, чем в седане.
- Хуже шумоизоляция, в салон проникает больше горячего или холодного воздуха.
- В салон проникают запахи от перевозимого груза.
Универсал
Двухобъёмный кузов машины с длинным задним свесом, в котором расположен вместительный багажный отсек. Компоновка похожа на седан, но линия крыши приподнята сзади, а для доступа к багажнику используется подъёмная дверь, как у хетчбэка. Формально к этому типу кузова относят большинство кроссоверов и внедорожников. Поэтому официальная статистика насчитывает 52,3% универсалов среди автомобилей, проданных в России в 2020 году.
Плюсы
- Очень большой багажный отсек, в котором можно возить крупногабаритные грузы.
- У многих автомобилей с таким кузовом грузоподъёмность выше на 100–200 кг по сравнению с седанами.
- В большинстве моделей легко складываются задние сидения, увеличивая объём свободного пространства.
Минусы
- Больший вес — замедленный разгон, повышенный расход топлива.
- Стоимость на 10–15% выше по сравнению с седаном.
- Чтобы обогреть огромное пространство салона и багажника, понадобится много времени.
Купе
Трёхобъёмный кузов с двумя дверями — по одной на каждый борт. Задние сидения укорочены, доступ на них затруднён — они подходят для коротких поездок. У некоторых моделей они вовсе отсутствуют. По конструкции моторного и багажного отсека такой кузов напоминает седан.
Плюсы
- Более жёсткий кузов улучшает управляемость и лучше защищает людей при столкновениях.
- Меньший вес по сравнению с седаном ускоряет разгон и снижает расход топлива.
- Широкие двери облегчают посадку водителя и переднего пассажира.
- Большинство производителей оснащает купе мощными моторами и тщательно проработанной подвеской, делая автомобили более динамичными.
Минусы
- Основной недостаток кузова купе — тесный задний ряд сидений. На нём с комфортом могут разместиться дети до 13 лет. Взрослым придётся терпеть неудобства.
- Выпускаются малыми сериями, запчасти более редкие, а стоимость обслуживания выше.
- Из-за имиджа спортивной машины купе сложнее продать на вторичном рынке.
Кроссовер
Этим словом называют легковые автомобили повышенной проходимости. Технически они представляют собой универсалы (реже седаны, купе и хетчбэки) с увеличенным дорожным просветом, укороченными свесами и колёсами большего диаметра. У многих моделей есть полный привод, но это не обязательное условие включения в категорию кроссоверов.
Плюсы
- Повышенная проходимость — переберётся через бордюры и снежные заносы, преодолеет сухую грунтовку.
- Выглядит более солидно по сравнению с универсалом.
- Размеры меньше, чем у внедорожника, манёвренность выше.
- Вместимость багажника и грузоподъёмность больше, чем у седана.
Минусы
- Повышенная проходимость вводит многих водителей в заблуждение — кроссоверы беспомощны на настоящем бездорожье вроде размытых грунтовок.
- Стоимость на 15–20% больше по сравнению с универсалами.
- Полноприводные версии дороже в обслуживании.
- Выше расход топлива из-за худших аэродинамических свойств.
Внедорожник
Для таких автомобилей не существует строгой классификации по типу кузова. Как правило, это полноприводные универсалы, способные передвигаться в экстремальных условиях пустынь, болот, гор и холмов с крутыми склонами.
Плюсы
- Высокая проходимость благодаря короткой колёсной базе, минимальным свесам и высокому дорожному просвету.
- Вместительный салон с большим запасом пространства над головой.
- Большой багажник, у многих моделей легко трансформируется салон.
- Крупногабаритные внедорожники могут быть 7- и 8-местными
- Двигатели обычно неприхотливы к качеству топлива
Минусы
- Расход топлива намного выше по сравнению с кроссоверами и другими легковыми автомобилями.
- Из-за сложности полноприводной трансмиссии возрастают затраты на обслуживание.
- Высокий дорожный просвет вызывает сложности с посадкой.
- Скорость и динамика разгона на асфальте хуже, чем у других легковых автомобилей.
Минивэн
Вариант универсала с третьим рядом сидений и высоким потолком в салоне. Часто бывает однообъёмным — моторный отсек почти не выделяется. У многих автомобилей есть сдвижные боковые двери, облегчающие посадку и высадку пассажиров в ограниченном пространстве, например, на перегруженной стоянке.
Плюсы
- На сидениях с комфортом размещаются до 7–8 взрослых пассажиров.
- Есть большой багажник, салон легко трансформируется для перевозки крупногабаритных грузов.
- В большинстве моделей есть множество отсеков и полочек для хранения мелких вещей.
- Сдвижные двери в больших минивэнах облегчают посадку пассажиров.
Минусы
- Минивэны тяжелее и дороже хетчбэков и универсалов.
- Крупные габариты делают автомобиль менее манёвренным.
- При полной загрузке управлять минивэном сложнее, чем другими легковыми автомобилями.
Компактвэн
Промежуточная ступень между минивэном и хетчбэком. От последнего отличается увеличенным задним свесом и более высокой линией крыши. Самые маленькие варианты называют микровэнами.
Плюсы
- Задний ряд сидений более комфортабельный по сравнению с хетчбэком.
- Вместимость багажника больше.
- Комплектация обычно лучше.
Минусы
- Автомобиль тяжелее и дороже, расход топлива выше.
- Аэродинамические свойства хуже, чем у хетчбэка, разгон медленнее.
Фургон
Универсал, хетчбэк или минивэн, в котором грузовой отсек начинается сразу за передним рядом сидений. Чаще всего окна второго и третьего ряда закрывают металлическими заглушками вместо стёкол. Задние двери могут быть подъёмными или распашными.
Плюсы
- Идеальный вариант для грузоперевозок в большом городе — манёвренность выше, чем у крупных грузовиков, расход топлива ниже, динамика лучше.
- Практичная отделка в багажнике почти не пачкается, долго сохраняет презентабельный вид и легко очищается.
- Легко переоборудовать для специальных перевозок, например, под рефрижератор.
Минусы
- Перевозит не больше 2–3 человек.
- Подходит скорее для работы, чем для повседневных поездок.
- Комплектация обычно скромнее по сравнению с другими кузовами автомобиля.
Пикап
Грузопассажирская машина, у которой за пассажирским салоном находится открытый кузов. Кабина бывает двух- и четырёхдверной, в ней могут устанавливаться один или два ряда сидений.
Плюсы
- Можно перевозить крупногабаритные грузы, соблюдая ограничения по ПДД.
- Большинство пикапов построено на базе внедорожников, у них высокая проходимость.
- По манёвренности такие автомобили сопоставимы с фургонами — в городе они удобнее больших грузовиков.
Минусы
- Аэродинамические свойства хуже, чем у фургонов, а двигатели мощнее — расход топлива выше.
- Высокий дорожный просвет затрудняет посадку в салон и погрузку.
- Комплектация более скромная по сравнению с внедорожниками, отделка салона проще.
Кабриолет
Автомобиль с открытым верхом. У большинства моделей есть складная или съёмная крыша — брезентовая, пластиковая или металлическая. Это лучший автомобильный кузов для неспешных прогулок у берега моря.
Плюсы
- Удовольствие от поездки не сравнить с другими автомобилями — кабриолет дарит ощущение безграничной свободы.
- Обычно кабриолеты получают мощные двигатели, подходящие для динамичной езды.
- Отличный обзор во всех направлениях, идеально подходящий для осмотра достопримечательностей.
Минусы
- Низкая жёсткость кузова ухудшает управляемость и снижает уровень безопасности при столкновениях.
- Подходит только для поездок в идеальную погоду. У моделей бюджетного и среднего класса крыша часто протекает во время дождя и пропускает холодный воздух.
- При открытой крыше салон быстро пачкается и выгорает.
- Продать кабриолет очень сложно — спрос на них низкий.
Экзотические варианты автомобильных кузовов
- Лифтбэк — трёхобъёмная машина с силуэтом седана, у которой крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом;
- Двухдверный седан — автомобиль с полноразмерным салоном и двумя дверями, построенными по принципу купе;
- Фастбэк — седан с плавно снижающейся линией крыши и коротким задним свесом. Похож на хетчбэк, но крышка багажника открывается отдельно от стекла;
- Родстер — двухместный кабриолет без боковых стёкол. В таких моделях может не предусматриваться установка крыши;
- Брогам — автомобиль с открытым верхом над передним рядом сидений;
- Ландо — кузов, у которого открывается крыша над задним рядом сидений;
- Фаэтон — четырёхдверный кабриолет с двумя рядами сидений и мягкой откидывающейся крышей;
- Тарга — кабриолет с жёстким каркасом безопасности, выступающим сзади над сидениями;
- Спайдер — кабриолет без лобового стекла или с низким ветрозащитным щитком;
- Лимузин — седан с удлинённой колёсной базой (расстоянием между осями) и перегородкой за водительским сидением;
- Шутингбрейк (Shooting Brake) — трёхдверный универсал, у которого обычно нет заднего ряда сидений. Раньше использовался в качестве охотничьего автомобиля.